вторник, 26 декабря 2017 г.

«Математика для детей 3-4 лет»

Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.
Оттого, успешно ли будет организовано первое знакомство с величиной, формой, пространственными ориентировками, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
Брать знания по математике ребёнок должен не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего  его мира дома, на улице. И в этом ему должны помочь родители.
Мамы и папы если вы заинтересованы в  развитии своего ребёнка, то здесь ваша помощь неоценима.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с трех летним ребёнком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образцами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умением пользоваться этими представлениями.
Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким либо интересным делом. Предложите ему поиграть  и не забывайте, что игра – дело добровольное!
Поговорим подробнее о форме и величине предметов. В дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений.
Форма является одним из основных свойств окружающих ребёнка предметов. Эталоном её принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяются формы предметов. Вначале надо познакомить ребёнка с эталонами формы: (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр) научить их различать, запоминать названия и научит использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. Приступая к обучению трёх летних детей, главное – организовать это в форме игры.
Играйте с ребёнком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей пошло на приготовление супа, какой оно формы,  величины. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть, стол, табурет квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.
Познакомившись с эталонами формы, их названием, действием подбора по образцу, трёх летние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по донному образцу составлять  картинки из геометрических фигур (домик, дерево, ёлка). Сначала ребёнок придумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем выкладывает его на столе или на листе чистой бумаги.
Знакомство с величиной предмета является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнений величин предметов и начинается путь к познанию Количественных отношений  «больше - меньше», «равенство - неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитие дошкольника. Развивая представления ребёнка о величине, постепенно переходим от сравнения  двух – трёх предметов к пяти и более, образующих ряд убывающих и возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки:  матрёшки, пирамидки, игрушки – вкладыши, которые у вас, родители, есть дома практически у каждого.
Советуем придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост, но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достаёт до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание ребёнка не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по величине.
Или ещё пример. Играет ваш ребёнок с машинами, спросите какая машина больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите кокой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Спросите, какую машину, в какой гараж можно поставить?
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше -  ниже, толще – тоньше, дорога длиннее – короче, солнце выше деревьев или ниже).
Остановимся ещё на одном свойстве предметов окружающих ребёнка, - их количестве. Важно для малыша научиться понимать математические отношения: больше, меньше поровну. Лучше всего снова обратиться к игре и использовать такие ситуации, когда установления равенства – не равенства предметов становиться необходимым. Например, мама предлагает малышу: « Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребёнком она рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш тс удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать ка равноправный партнёр по игре, стоит серьёзная обучающая задача. Он показывает ребёнку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу, увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку ». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни. Ребёнок  охотно  будет помогать накрывать на стол: К каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой поставить блюдце и т. д.
Возьмите фрукты яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счёта путём попарного сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй, и наоборот каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец, ножей столько, сколько вилок и т. п.).

Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счёта, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.
Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребёнка. Создавайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общение с ребёнком показывайте различные параметры по величине и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших деток  (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий). Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше,  ствола дерева и т. п.).
Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей
Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни
Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находиться слева, справа от него, впереди, сзади. Посмотрите, какие предметы находятся слева, справа от него впереди, сзади.
Побуждайте ребёнка использовать слова утро,  день, вечер, ночь.
Спрашивайте, какое сейчас время года.
Так играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребёнка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.



Комментариев нет:

Отправить комментарий